Освободившееся пространство занято галереей . И насколько стены храма лишены украшений, настолько богато украшена галерея. В глаза бросается прежде всего резьба по белому камню, среди сюжетов есть даже двуглавые орлы, символы государства. Кстати, такие орлы встречаются в монастырях крайне редко (автор, например, знает аналогичных лишь в Муроме), и, кажется, никто еще не пытался осмыслить, чем могла заслужить монастырская братия честь украситься такой птицей.
Внутри храм Сергия оставили белым, зато расписали снаружи. Фрески относятся, как и весь комплекс, к концу XVII-го столетия . Росписью тронут и храм, и ворота под храмом. Работала, вероятно, очень хорошая артель из Костромы или Ярославля.
Южное прясло решено несколько иначе, чем северное - оно и считается в монастыре самым древним. Если на северном прясле мы виднели 6 башен (2 по углам, 2 у ворот, и 2 между углом и воротами), тут обошлись 4-мя. Быть может, потом поняли свою ошибку, и северную сторону укрепили посильнее. По центру прясла стоит Сергиевская надвратная церковь. Юго-восточная башня, замыкающая прясло, как ни странно, неожиданно слабая, как будто вросшая в землю.