Валдай,Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь 1653г,Собор в честь иконы Божией матери Иверская 1656г

Валдай, Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь 1653г, Собор в честь иконы Божией матери Иверская 1656г
Сьёмка 13 февраля 2016 г.  Координаты: 57°59'21" N, 33°18'14" E
Смотреть на карте: Космоснимки Космоснимки   Яндекс-карты Яндекс-карты

Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества ХVII века. Ранее он назывался Успенским.

Пятиглавый храм построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдастся 3 полукругами. Вокруг всего храма галерея с входным крыльцом; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажная, в виде часовен, с небольшими железными крестами, такой же крест и на входном крыльце.

Собор отличается величием и монументальностью. Это главное строение монастыря, одна из крупнейших построек России XVII в. Патриарх Никон хотел, чтобы собор был образцом для архитекторов.

Патриарх сам избрал место для постройки храма. Строительство началось в 1655 г. и осуществлялось непосредственно под руководством мастера Аверкия Мокеева, который специально был прислан из Калязинского монастыря в честь Пресвятой Троицы.

Собор – пятиглавый, шестистолпный, трехнефный, построен в форме немного продолговатого квадрата, имеет три апсиды. С четырех сторон вокруг храма построена галерея, это является особенностью построек патриарха Никона.

Галерея – с крыльцами, а с южной и северной стороны – две двухэтажные палатки с небольшими крестами. Шесть больших столбов поддерживают своды храма. Сквозь большие окна в храм поступает свет, также свет льется сверху – из куполов. В алтаре раньше были хоры, сделанные из дерева (до нашего времени не сохранились), в храме хоры выполнены их камня, они находятся над дверью у входа в храм.

Церковь украшена фресками, выполненными в XIX в. В советский период времени они были утрачены почти на 60% и были восстановлены в 2010-е гг. мастерами предприятия «Китеж».

При входе в церковь изображен сюжет, повествующий о том, как Иверская икона была принесена во святую обитель (справа от дверей), и явление нетленных мощей святого Иакова, посещение им болящего священника и другие (слева от дверей).

При входе в церковь изображен сюжет, повествующий о том, как Иверская икона была принесена во святую обитель (справа от дверей), и явление нетленных мощей святого Иакова, посещение им болящего священника и другие (слева от дверей). Престол XVII в., установлен на каменных столбах, на площадке из камня, к нему примыкает ступень, тоже сделанная из камня.

Престол украшен чеканной одеждой, над ним находится резная сень. На Горнем месте – изображение Спасителя, который сидит на престоле во славе как архиерей, Ему предстоят Пресвятая Богородица и великий пророк Иоанн Предтеча. По сторонам этого образа – двенадцать апостолов, апостол Иаков, брат Господень, апостол Никанор, святые Ириней Лионский и Стефан Сурожский. Алтарь – с тремя окнами, в 1841 г. был устроен придел Иверской иконы Божией Матери (в настоящее время не существует). Главный храмовый престол был переименован в честь праздника Успения Божией Матери и освящен митрополитом Иовом Новгородским в 1710 г. Это событие произошло, когда храм восстанавливался после пожара 1704 г.


Храм был снова освящен в честь иконы Богородицы «Иверская» в 2008 г. святейшим патриархом всея Руси Алексием ІІ. Иконостас церкви – пятиярусный, резной, величественный, вызолоченный, венчающийся Распятием. Храмовая живопись сохранилась плохо, отдельные композиции отсутствуют, многие представлены фрагментами, на некоторых рисунок виден хорошо.


Трудоемкая работа по восстановлению храмовой живописи проводилась с 2006 по 2010 год. Участки древней живописи были аккуратно укреплены и расчищены. Художники-реставраторы написали утраченные храмовые композиции. Также были написаны херувимы и святые на откосах алтарных окон. Живопись, которая была в верхней части святого алтаря, отреставрирована по древним образцам в 2009 г. Все это было выполнено в едином ансамбле. Некоторые композиции прописывались по нескольку раз, чтобы поддержать единый живописный стиль. За время работы мастерами было отреставрировано 2956 метров храмовой живописи. Храм является образцом самобытного зодчества далекого XVII в.



 Ярослав Блажин