Тихвин, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь 1560 г, Собор Успения Пресвятой Богородицы 1515 г.
Сьёмка 9 августа 2008 г. Координаты: 59°39′11′N  33°31′11′E
Смотреть на карте: Космоснимки Космоснимки   Яндекс-карты Яндекс-карты

Собор расположен в северо-восточной части обширного монастырского двора по оси «Святых ворот».

Такое расположение Собора позволило организовать обширную соборную площадь перед его западной и южной сторонами. На эту площадь выходят самые значительные и нарядные здания.

Прообразом пятиглавой Успенской соборной церкви послужил Московский Успенский собор, определивший объемную и планировочную структуру здания как трехнефную, шестистолпную с четырехчастным делением фасадов по длинным сторонам, переходящим в килевидные завершения и позакомарные покрытия.

В остальном же Тихвинский Успенский собор представляет собой самостоятельный памятник архитектуры начала XVI века, не имеющий повторений. Отличие его от других подобных соборов, построенных одновременно (собор Преображения Хутынского монастыря в Новгороде, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Ярославского Спасо-Преображенского собора и др.) заключается в том, что он был одноэтажным, поземным, без горизонтальных членений фасадов, с невысокими, первоначально открытыми папертями.

В 1690 году артель тихвинских иконников во главе с Иваном Шемушским за один летний сезон расписала фресками стены, столбы, свод, портал Успенского собора.

В конце XVIII века монастырские власти произвели «поновление» стенного письма, в результате которого частично погибли старые фрески. Однако целые композиции этих росписей и отдельные фигуры сохранились до наших дней на северо-западной стене, в северо-восточном углу и на сводах.

Частично остались нетронутыми и росписи наружных стен собора, выполненные в 1661 году мастерами Григорием Андреевым, Мироном Евдокимовым и другими иконописцами, работавшими во второй половине XVII века, в период расцвета тихвинского иконописного промысла.

Перестройки XVIII -первой четверти XIX вв. и растеска древних оконных проемов исказили объемно-пространственную композицию и силуэт первоначального облика здания.



 Ярослав Блажин