Спасо-Евфимиевский монастырь 1352г,Колокольня Рождества Иоанна Предтечи,Собор Спаса Преображения

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь 1352г. Колокольня Рождества Иоанна Предтечи. Собор Спаса Преображения.
Сьемка 5 мая 2010 г. Координаты: 56°25′59′N  40°26′21′E
Смотреть на карте: Googlemap Google Maps   Космоснимки Космоснимки   Яндекс-карты Яндекс-карты     

Собор неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования.

Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь.

Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом.

В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского.

Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников.

Интерьер собора очень богат. Росписи конца XVII века выполнены костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова частично расчищены фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.


Звонница (XVI-XVIIвв.) имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы».

Она служила молельной церковью для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в Покровский монастырь, и, вероятно, построена была на средства, выделенные из великокняжеской казны.

В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре, декорированная весьма разнообразно.

На башенке-часозвоне, соединяющей столп и аркаду, сделан круг, вероятно, предназначенный для помещения в него часов. Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х гг., и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции.



 Ярослав Блажин