Памятник «Тысячелетие России» 1862 г

Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России» 1862 г.
Сьёмка 11 июля 2009г. Координаты: 58°31′19′N  31°16′35′E
Смотреть на карте: Googlemap Google Maps   Космоснимки Космоснимки   Яндекс-карты Яндекс-карты

Памятник «Тысячелетие России» напоминает по форме знаменитую шапку Владимира Мономаха.

Некоторые исследователи видят в силуэте памятника колокол, который по замыслу автора был призван "благовестить потомкам о героическом прошлом России" Высота памятника — 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала - 9м. Длина горельефного фриза — 27 м. Всего на памятнике изображено 129 фигур. Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезен с Сердобольских каменоломен на Ладоге.

На грандиозном постаменте покоится большой шар — царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта затейливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия, и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862". На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина — олицетворение России.


Вокруг державы размещено 17 фигур, объединенных в шесть скульптурных групп, олицетворяющих шесть главных исторических эпох России (по периодизации дворянско-буржуазной исторической науки).

Группа «Основание Русского государства» - Рюрик с языческим богом Перуном. Согласно легенде, возникшей в XI веке, в 862 году в Новгород для княжения был приглашен глава варяжских дружин Рюрик. Русские князья и цари считали его основателем государства.


Справа от Рюрика расположена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси.


Третья группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига — князь Дмитрий Донской попирает ногой побежденного татарина. Группа эта являет собой чрезвычайно выразительный символ победоносного выступления Руси против ненавистного чужеземного ига.


Четвертая группа изображает основание самодержавия. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири.


Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. Слева от царя Михаила - Козьма Минин, справа - князь Пожарский.


Шестая группа олицетворяет «Основание Русской империи». На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром с левой стороны возвышается фигура ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Эта группа отображает самую выдающуюся эпоху в истории Русского государства до середины XIX века. Она знаменует блестящую победу русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и образование Российской империи.


На горельефе, опоясывающем памятник, изображены 129 лиц. Они объединены в четыре группы.


В первой изображены «Просветители народа», среди которых находим главным образом духовных лиц.

Вторая группа «Государственные люди» состоит из князей и царей.

В третьей группе, изображающей «Военных людей и героев», видим князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других.

В группе «Писатели и художники» представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер ФедорПамятник 1000-летия России, группа "Писатели и художники" Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов.


Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, но не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили и он был открыт вновь 2 ноября 1944 года.