По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехабсидный1 пятиглавый храм.
Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса.
Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей.
Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды.
Облик Спасского храма, за века его существования, был значительно изменён. Шлемовидные формы глав XVI века заменены луковичными XVII века.
В 1885г. в соборе вместо сгнивших внутри стенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом, стены и своды внутри и снаружи отштукатурены.
Не сохранилась примыкающая к одному из фасадов «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проёмами для колоколов), которая строилась одновременно с собором.
Существенные перестройки были проведены при реставрации Спасского собора в 1885 году. В 1990-е годы храм восстанавливается по научному проекту. Сохраняются некоторые перестройки, несущие на себе отпечаток различных эпох, которые только обогащают общее восприятие памятника, не разрушая его целостного архитектурного образа.